Кого могут вызвать в качестве свидетеля согласно статьи 90 Налогового кодекса РФ: права свидетеля и процесс допроса

Статья 90 Налогового кодекса РФ: Участие свидетеля

  1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
  2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
    лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
    лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
  3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
  4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.
  5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Комментарий к Ст. 90 НК РФ

Статья 90 НК РФ закрепляет за налоговыми органами право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

В качестве свидетеля согласно п. 1 ст. 90 НК РФ для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела. Если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Для дачи показаний могут быть вызваны физические лица в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), а также иными обязанными лицами (банками, экспертами, переводчиками и иными лицами) законодательства о налогах и сборах.

Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Так, не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  1. 1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  2. 2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

При этом правила п. 2 комментируемой статьи имеют ряд особенностей:

  1. а) они императивны. При этом требования НК РФ, на наш взгляд, более жесткие, чем нормы процессуального законодательства, допускающие в ряде случаев и допрос в качестве свидетелей лиц, указанных в п. 2 ст. 90 НК РФ (например, малолетних). Учитывая нормы правил ст. ст. 2, 11, 108 НК РФ, можно сделать вывод о том, что приоритет имеют нормы ст. 90 НК РФ;
  2. б) малолетними признаются лица, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ);
  3. в) нельзя вызывать в качестве свидетеля также лиц, страдающих:
    — физическими недостатками (например, слепых, глухих, глухонемых);
    — психическими недостатками. При этом не играет роли, признаны они недееспособными или соответствующее решение суда еще не было принято;
  4. г) все упомянутые в п. 2 комментируемой статьи лица не могут быть вызваны в качестве свидетелей лишь постольку, поскольку они не способны были (на момент, когда принималось решение о вызове их в качестве свидетелей) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.
  5. С другой стороны, если ни возраст лица, ни недостатки, указанные в п. 2 ст. 90 НК РФ, не мешают ему правильно понять и воспроизвести упомянутые обстоятельства, такое лицо может выступать в качестве свидетеля;
  6. д) не могут допрашиваться в качестве свидетелей:
    — адвокаты (т.е. граждане, состоящие членами коллегии адвокатов). Однако сотрудников коммерческих организаций, равно как и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги плательщикам налогов, налоговым агентам, допрашивать можно;
    — любые иные лица, которые получили информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, если эта информация относится к их профессиональной тайне (врачи, эксперты и т.д.).

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой.

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:

  1. о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимости выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;
  2. о времени (дате, часе, минутах) начала проведения допроса;
  3. о месте проведения допроса.

Показания свидетеля заносятся в протокол. Форма протокола допроса свидетеля приведена в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Перед дачей показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 1 ст. 128 НК РФ.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 2 ст. 128 НК РФ.

Необходимо учитывать, что административная ответственность (по КоАП) и уголовная ответственность (по Уголовному кодексу Российской Федерации) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены. В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В частности, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.

В случае необходимости допроса свидетеля по месту жительства (месту пребывания), не относящемуся к юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, когда командирование в указанных целях должностного лица налогового органа, проводящего проверку, является нецелесообразным, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, направляет письменное поручение о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля.

В поручении о допросе свидетеля приводятся вопросы, которые должны быть заданы свидетелю.

Поручение о допросе свидетеля направляется в порядке, установленном для обмена документами в электронном виде между налоговыми органами.

При получении поручения о допросе свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля организует допрос свидетеля.

Допрос свидетеля должен быть организован не позднее 10 рабочих дней со дня получения поручения о допросе свидетеля. В целях исчисления указанного срока организация допроса является завершенной по состоянию на дату его проведения, отраженную в протоколе допроса свидетеля.

Информацию о содержании поручения о допросе свидетеля до проведения допроса перед свидетелем целесообразно не раскрывать, так как раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике.

Не позднее 3 рабочих дней после проведения допроса протокол допроса свидетеля направляется одновременно в электронном виде и на бумажном носителе в адрес налогового органа, направившего поручение о допросе свидетеля.

В случае невозможности проведения допроса свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля в срок, предусмотренный настоящим пунктом для организации допроса свидетеля, направляет письмо, в котором указывает причины неисполнения поручения о допросе свидетеля.

Вышеуказанный порядок проведения допроса свидетелей указан в п. п. 5.1, 5.2 Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 “О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками”.

Вызов в налоговую в качестве свидетеля: советы юриста. Статья 31 НК РФ. Права налоговых органов

Нюансы привлечения свидетелей

Вызов в налоговую в качестве свидетеля представителей компаний или частных лиц считается часто встречающимся процессом. Он выступает эффективным способом контроля со стороны ФНС. К правилам привлечения граждан к этому процессу относится:

  • вызвать сотрудники ФНС могут совершенно любого физлица, обладающего какими-либо сведениями о разных обстоятельствах относительно компании, которая подвергается проверке;
  • обычно вызываются должностные лица фирмы, документы которой изучаются инспекторами;
  • дополнительно привлекаются представители контрагентов;
  • на допрос вызываются не только директора или бухгалтера, но и даже другие сотрудники предприятий.

Вызываемые граждане не должны волноваться или нервничать, так как достаточно только достоверно отвечать на все вопросы.

Правила оформления вызова

Если налоговая вызывает на допрос в качестве свидетеля какого-либо человека, то сотрудники данного государственного учреждения должны грамотно оформить такой вызов. Для этого учитываются следующие правила:

  • в повестке перечисляются основные причины для вызова человека в налоговую службу, например, прописывается необходимость выяснения каких-либо специфических обстоятельств, относящихся к налоговому контролю;
  • направляется документ только в письменном виде по месту проживания свидетеля;
  • указывается в документе место, где будет проводиться допрос, а также приводится дата и место встречи.

Если будет неправильно оформлена повестка в налоговую в качестве свидетеля, то любой человек может отказаться от посещения данного учреждения. Нередко должностные лица разных компаний вовсе сталкиваются с тем, что они приглашаются в отделение ФНС по телефону, не получая официального письменного документа. На телефонные звонки можно просто не реагировать.

Кого вызывают в качестве свидетеля

По ст. 31 НК РФ у налоговых органов имеются разные права, к которым относится и возможность вызова практически любого человека в качестве свидетеля. Поэтому направляться повестка может любому гражданину, который, по мнению работников ФНС, может знать какую-либо существенную информацию о деятельности определенной компании.

Наиболее часто на допрос вызываются следующие лица:

  • директора и другие должностные лица компании, которая подвергается выездной или камеральной проверке;
  • текущие работники проверяемой компании и контрагентов;
  • уволенные сотрудники предприятий.

Все эти люди должны получать официальное приглашение от работников ФНС. При отсутствии письменного документа, любой гражданин может отказаться от посещения отделения налоговой службы.

Кого невозможно вызывать в качестве свидетеля

Не допускается для некоторых лиц вызов в налоговую в качестве свидетеля. Сюда относятся следующие граждане:

  • недееспособные или несовершеннолетние граждане, которые за счет своего психического состояния или возраста не могут грамотно воспринимать те или иные обстоятельства;
  • лица, которые обязаны на основании своей должности хранить определенные конфиденциальные сведения о работе предприятий, например, адвокаты или аудиторы, поэтому они могут отказаться от дачи показаний.

Если аудиторы или адвокаты будут распространять конфиденциальную информацию, то они нарушат профессиональную тайну.

Кто может отказаться от предоставления информации

На основании положений ст. 90 НК физическое лицо может отказаться от предоставления информации уполномоченным органам только при наличии веских оснований. К ним относится:

  • если человек расскажет имеющуюся у него информацию, то он будет свидетельствовать прости себя;
  • от его показаний могут пострадать близкие люди, представленные родственниками или супругом;
  • отказ может осуществляться без веских причин депутатами, получившими сведения о работе компании на основании имеющихся полномочий;
  • дополнительно отказаться от дачи показаний могут уполномоченные лица по правам человека, уполномоченные при Президенте или защите прав предпринимателей.

Все остальные лица должны предоставлять работникам ФНС исключительно достоверную информацию.

Последствия необоснованного отказа

Если у человека отсутствуют веские причины для отказа, но он все равно не приходит в назначенный день в налоговую инспекцию, то он будет привлечен к ответственности. Ему придется уплатить штраф в размере 1 тыс. руб. Если гражданин пришел в отделение ФНС, но отказался давать показания, то он уплачивает штраф в размере 3 тыс. руб., так как такие действия рассматриваются как дача ложных показаний.

Если физлицо получает несколько повесток, но не приходит в налоговую службу несколько раз, то за каждый пропуск назначается отдельный штраф.

Когда обычно вызываются граждане?

Причины вызова являются совершенно разными. Наиболее часто должностные лица и сотрудники компаний вызываются в ФНС для получения информации относительно следующих вопросов:

  • возможные основания занижения налоговой базы при расчете разных видов налога;
  • реальные показатели не соответствуют налоговой нагрузки;
  • уплата налогов с существенной задержкой;
  • сдача в ФНС отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Любой работник предприятия обязан прийти в отделение ФНС в установленные сроки. Для этого выбираются оптимальные часы работы налоговой инспекции. Отказ от посещения учреждения или нежелание отвечать на вопросы может стать основанием для привлечения к ответственности.

Какими правами обладают свидетели?

Проведение налоговых проверок считается неприятным событием для каждого владельца бизнеса или работника любого предприятия. Налоговые инспекторы должны следовать требованиям законодательства, а также учитывать права, имеющиеся у каждого свидетеля. К ним относится:

Свидетель не получает копии протокола, если он не является обвиняемым. Но при этом гражданин может получить данный документ для изучения, чтобы убедиться, что налоговые инспекторы внесли в него верную информацию.

Какими правами обладают сотрудники ФНС?

Права налоговых органов закрепляются в НК. Инспекторы наделяются многочисленными полномочиями, которые позволяют им получить достоверную информацию от любого гражданина. Все эти права перечисляются в ст. 31 НК. К ним относится:

  • требование документов, относящихся к работе самой фирмы или ее контрагентов;
  • проведение налоговых проверок;
  • выемка документации у налогоплательщиков;
  • вызов граждан на допрос на основании письменного запроса;
  • приостановление разных операций по счетам проверяемой компании;
  • изучение всех доходов и расходов предприятий и ИП;
  • расчет налогов, подлежащих уплате;
  • взыскание недоимок и пени.

Права налоговых органов являются многочисленными и специфическими. Но даже инспекторы ФНС должны помнить о том, что у каждого свидетеля имеются права, которые не допускается нарушать. Приглашать граждан можно только в часы работы налоговой инспекции, а не в выходные дни или в вечернее время, так как при таких условиях свидетели могут отказаться от посещения данного учреждения.

Как проводится допрос?

Если какого-либо человека вызывают в чужую налоговую в качестве свидетеля, то ему придется посетить данное учреждение, но можно и подать ходатайство о прохождении процесса в отделении ФНС по месту проживания гражданина. Он может воспользоваться помощью эксперта или юриста. Налоговые инспекторы при общении со свидетелями должны помнить об определенных правилах. К основным правилам процесса относится:

Процедура допроса обычно длиться около трех дней, поэтому свидетелям приходится посещать отделение ФНС несколько раз. Беседа в течение одного дня не должна занимать 8 часов, причем каждые 4 часа должен предлагаться перерыв. Ночью допрос разрешается, но только при наличии действительно веских и серьезных причин. Не допускается, чтобы к свидетелю применялись какие-либо физические меры принуждения или угрозы.

Советы юристов

Вызов в налоговую в качестве свидетеля у многих людей вызывает негативные эмоции. Но если знать некоторые рекомендации опытных юристов, то можно без опасений и отрицательных последствий пройти допрос. Поэтому учитываются следующие советы:

Протокол будет являться недействительным, если в нем отсутствует дата составления или подписи участников. Вся процедура допроса будет незаконной, если свидетелю не сообщили о причинах вызова в ФНС или оказывали на него давление. При выявлении ошибок в тексте документа легко признать его недействительным в суде.

Заключение

Вызов в налоговую в качестве свидетеля считается неприятным процессом для любого человека. Важно знать, какими правами обладают свидетели и налоговые инспекторы. Гражданин, вызываемый на допрос, должен разбираться в правилах его проведения и составления протокола. При выявлении расхождений или иных проблем вся процедура может признаваться незаконной.

Отказ от посещения отделения ФНС без веских оснований является причиной привлечения человека к ответственности, представленной крупным штрафом. Но при этом каждый человек имеет право не давать показания против себя или родных людей.


Дополнительная информация:


Статья 90

Суд указал, что налоговое законодательство не запрещает использование в качестве доказательств документов, которыми инспекция располагает на момент начала выездной проверки. Необходимости проведения повторных допросов у налогового органа не было.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях.

– осуществляется одна из форм налогового контроля (т.е. проводится выездная или камеральная налоговая проверка, проверяются данные учета и отчетности и т.д.). Ошибочным был бы вывод о том, что вызов свидетеля допускается только в ходе проведения выездной налоговой проверки;

б) лицо вправе отказаться от дачи показаний лишь при наличии оснований, прямо предусмотренных нормами законодательства РФ и, в частности:


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: