Как поступить при отсутствии уполномоченного по охране труда

Если нормативы, касающиеся охраны труда (ОТ), нарушены, компанию оштрафуют на 80 тысяч рублей. За ОТ должен отвечать специальный сотрудник. Если предприятие маленькое (менее полусотни работников), обходятся без отдельного специалиста. Разберёмся в том, как соответствовать ТК.

труд

 

Профессионал или целая служба

Трудовой кодекс России гласит, что охрана труда необходима, чтобы обеспечить долголетие, здоровье персонала. Она включает:

  • гигиену, санитарию;
  • профилактику заболеваний;
  • реабилитацию;
  • законодательные нормы (смотрите, что нового в охране труда, на oxrana-truda.ru);
  • технические, организационные меры;
  • экономические, социальные инструменты.

Эти части комплекса мероприятий взаимосвязаны, определяют целевую направленность ОТ. Заниматься организацией ОТ обязан работодатель.

При наличии более 50 сотрудников компания обязана иметь в штате специалиста в указанной области.

Если соответствующей службы у руководителя фирмы нет, нужного сотрудника тоже, эти обязанности возлагаются на ИП или начальника организации. Допустимо нанять такого сотрудника по гражданско-правовому договору.

Распределение ответственности за ОТ уместно, если квалификация других сотрудников подходит для подобной должности.

Кто имеет право выполнять подобные обязанности

Основная должность сотрудника не имеет никакого значения. Важны два момента:

  • опыт;
  • подготовка в упомянутой сфере.

У специалиста по охране имеются:

  • диплом университета или института с записью «Техносферная деятельность» (или по смежным специальностям);
  • при отсутствии такого документа требуются курсы профессиональной подготовки;
  • если производственные объекты представляют опасность, профессионалу нужны аттестация, подготовка по направлению «Промышленная безопасность»;
  • среднее профессиональное образование, курсы переподготовки при опыте работы в такой отрасли от 36 месяцев.

Человеку, у которого нет опыта работы, образования в нужной сфере, курсов переподготовки, эти функции не поручают.

Для крупных компаний (более полусотни сотрудников)

В подобной ситуации можно оформить совместительство. Для этого подписывается специальный трудовой договор. Существует совместительство двух видов:

  • внешнее (в иной компании);
  • внутреннее (внутри компании, где гражданин работает постоянно).

В письменной договорённости прописывается, что работник нанимается по совместительству. Такое соглашение подписывается на определённый срок, до окончания которого его нельзя расторгать (см. статью 288 Трудового кодекса России), когда появится возможность взять постоянного исполнителя этих функций.

При отсутствии такой должности в штатном расписании требуются её введение или создание специализированной службы.

Небольшим организациям

В этой ситуации тоже нужно изучить штатное расписание. Допустимы совместительство либо совмещение функций по двухстороннему письменному соглашению.

Когда подобной должности нет, появляются проблемы. Юристы, работодатели думают: при совмещении нужна вакансия, а специалисты по ОТ составляют исключение.

Статья 217 (часть 3) Трудового кодекса Российской Федерации гласит: ответственность за эту функцию несёт индивидуальный предприниматель, начальник фирмы, уполномоченный сотрудник, специализированная организация.

Важно одно: организовать ОТ, о чём свидетельствуют результаты судебных разбирательств.

Но совмещать работу тут нельзя: это дополнительные функции по иной профессии. Так, Саратовский областной суд рассматривал дело №33-1423/2016 от 3 марта 2016 года и отказал человеку в оплате совмещения из-за отсутствия должности в расписании.

Информацию о допустимости совмещения в разных ситуациях можно прочесть на странице Онлайнинспекция.рф.

Совмещение разрешается оформлять только после дополнения должностью штатного расписания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector