До обязательной маркировки любых товаров, произведенных в РФ, осталось немного времени. Ведь согласно планам, реформа должна завершиться к 2024 г., чтобы недобросовестные участники рынка оказались вытесненными. Правда, и остальным предстоят трудности: придется тратиться на аппарат для нанесения маркировки, а также изучать особенности нового законодательства.
Плюсы и минусы маркировки
Преимущества реформы заключаются в том, что некачественные товары должны исчезнуть с рынка. В результате добросовестные производители получат новые возможности сбыта, увеличат объемы продаж, уменьшат себестоимость продукции. Для покупателей же плюс в простоте жалоб на нарушения правил торговли и более высоком качестве товаров.
Что же представляет собой маркировка
Маркировка — это процесс нанесения уникального штрих-кода на товар, в результате чего становится возможно проследить весь его путь от производителя до конечного потребителя. Доступны следующие варианты:
- Datamatrix коды;
- RFID-метки и чипы.
Идентификаторы выбираются в зависимости от группы продукции, например, последние предназначены для шуб и меховых изделий.
Весь процесс выглядит следующим образом:
- Производитель наносит на товары соответствующие знаки.
- Все участники цепочки продаж (от предприятия до магазина) передают в систему маркировки информацию о движении единицы товара.
При реализации онлайн-касса учитывает информацию, полученную от идентификатора. В систему отправляются данные о выводе единицы товара из оборота. Параллельно кассовый аппарат передает информацию оператору фискальных данных и в систему мониторинга.
Маркировать товароединицу обязаны производители, а также импортеры, причем знаки должны быть в наличии еще до ввоза на территорию РФ. Если же у продавца есть продукция без кодов, меток или чипов, он обязан их проставить.
Подготовка к обязательной маркировке
Алгоритм подготовки следующий:
- Убедитесь, что вам необходимо маркировать товары.
- Оформите усиленную цифровую подпись.
- Обновите торговое оборудование и программное обеспечение, приобретите необходимые аппараты.
- Подключитесь к электронным системам документооборота.
- Зарегистрируйте личный кабинет в системе маркировки и на веб-портале «Центра развития перспективных технологий».
Остается настроить оборудование и программное обеспечение, а затем приступить к работе. Процесс потребует дополнительных расходов и обучения персонала, поэтому лучше заранее провести семинары.
С проблемами столкнутся в основном импортеры, поскольку маркировать продукцию необходимо до ввоза на территорию страны. Зарубежные фабрики не готовы этим заниматься, поэтому придется прибегать к услугам логистических компаний, владеющих складами за рубежом. Но в этом случае рост расходов окажется значительным, а платить в итоге придется обычным россиянам.