Начиная с 2017 года, российский рынок сметаны показывает спад производства. К примеру, в 2019 году было произведено 522914,8 тонн продукта, что на 3% меньше, чем за прошлый год.
Немного цифр
Лидирующие позиции в производстве данного продукта занял Центральный Федеральный округ с общей долей в 24%. Далее строчками ниже стоят Приволжский, Сибирский, Северо – Западный Федеральные округа. Образующими регионами в производстве можно считать Татарстан, Краснодарский край, Санкт – Петербург, Свердловскую область.
Отметим наиболее крупные предприятия:
- ПЕРММОЛОКО.
- ВОРОНЕЖСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ.
- КОРЕНОВСКИЙ МОЛОЧНО – КОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ.
- ПИСКАРЕВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ.
- РОСАГРОЭКСПОРТ.
- ЛАКТО – НОВГОРОД.
Лидеры отрасли занимают до 70% всего рынка, а остальная часть принадлежит местным производителям.
Импортные поставки, как показывает исследование рынка сметаны в России по ссылке https://alto-group.ru/otchot/rossija/286-rynok-smetany-v-rossii-tekuschaja-situacija-i-prognoz-2020-2024-gg.html, за 2022 год составили 55373 тонны, что на 1% выше предыдущего года. В целом доля импорта невысокая – 9% от всего производства. А, значит, с уверенностью можно сказать, что Россия полностью себя обеспечивает данным продуктом. Основная доля импорта в страну идет из Белоруссии (КУП Городской молочный завод №1, ООО Новополоцкая производственно-коммерческая фирма Веста, Гормолзавод №2), стран ЕАЭС, ГК Залесское молоко (Калининградская область), Украины (ОАО Новатор, ГК Фаворит).
Основными экспортерами продукции являются ООО ФХ САТУРН, АО ДАНОН, АО ВИММБИЛЛЬДАНН, EHRMANN.
Экспортерами, которые поставляют сметанный продукт в больших объемах на отечественный рынок, считаются ООО ФХ САТУРН, ООО МОЛОЧНЫЙ ДВОР.
Следуя анализу рынка сметаны, объемы экспорта в натуральном выражении за 2022 год составили 5177,1 тонну, что на 18% меньше от предыдущего года. Основные экспортные поставки направлены в Армению, Грузию, Киргизию,, Абхазию, Азербайджан.
Особенности сегмента рынка сметаны
Обзор рынка сметаны выявил некоторые особенности развития данного сегмента экономики. Прежде всего, это реструктуризация и объединение предприятий в более крупные холдинги, охват сферы влияния крупных производителей, модернизация производства с внедрением инноваций, развитие и укрепление региональных рынков. Одной из особенностей развития отрасли на данном этапе стоит считать тот факт, что нефасованная продукция уходит в прошлое, на ее смену приходит красочная профессиональная упаковка разной фасовки. Наибольшей популярностью пользуются полиэтиленовые пакеты в фасовке по 0,25 и 0,5 литров 20% жирности.
Как утверждают эксперты, покупатель при выборе обращает внимание на упаковку, цену, срок годности, жирность. Популярной считается продукция с коротким сроком годности, с пробиотиками, витаминами, иными полезными компонентами.
Особой сезонности в потреблении такой продукции не наблюдается. Но в тоже время заведения питания стали проявлять меньше интереса к данному продукту, а в сезон пандемии наблюдался резкий скачок в потреблении сметаны. Также можно заметить некоторое снижение в потреблении во время поста.
Министерство здравоохранения отмечает, что россияне укладываются в ежегодную норму потребления сметаны на человека – 4 килограмма.
Источник: alto-group.ru