«Сайт должен быть настолько качественным, чтобы все конкуренты ахнули». Фразы, подобные этой, можно часто услышать от клиентов digital-агентств, обращающихся за созданием сайта. Однако получить «суперсайт» они хотят как можно быстрее и почти не участвуя в процессе. И когда агентство начинает спрашивать о деятельности клиента, дабы понять, от чего стоит отталкиваться, тот дает очень общие ответы или апеллирует к профессионализму («я же плачу вам, вы профи своего дела»).
Так поступать нельзя. Для создания качественного – если угодно, продуманного до мельчайших деталей сайта, необходимо интенсивное общение заказчика и разработчика. Не просто общения ради общения, как это тоже часто бывает, а общение для создания «маркетинговой концепции» будущего сайта. Проще говоря, разговаривать надо для того, чтобы понять, в чем будет идея сайта и для чего он заказчику будет нужен?
Для чего нужно «много думать» над сайтом заказчику и разработчику?
Сайт – это в первую очередь бизнес-инструмент. Следовательно, его идея в том, чтобы помогать зарабатывать деньги. И чтобы он с этим как можно лучше справлялся, его и нужно продумывать до мельчайших деталей. До таких, благодаря которым сайт будет эффективным бизнес-инструментом, который помогает привлекать клиентов, приносящих деньги.
Чтобы клиенты приходили, заказчику (вместе с разработчиком естественно) нужно ответить на 3 вопроса:
- Для чего сайт создается? Наводящая подсказка: он будет помогать привлекать клиентов или просто так, потому что есть у всех?
- Как он будет помогать решать задачи, для которых он разрабатывается? Более того – есть ли у заказчика такие задачи? Наводящая подсказка: например, раньше продажи шли через маркетплейс Wildberries, но шли плохо, тогда как сайт поможет это количество продаж увеличить.
- Будет ли со временем сайт развиваться, и если да, то как? Наводящая подсказка: тут все просто; любой эффективный бизнес-инструмент развивается и совершенствуется.
Сайт будет эффективным, если на все вопросы дать конкретные ответы. Но именно для этого то и нужно детально проанализировать рынок заказчика и исследовать специфику его бизнеса. И уже тогда на основе этого можно составлять конкретное техническое задание на разработку будущего сайта.
Как нельзя делать сайт?
На первый взгляд сайт сделать легко: достаточно создать «болванку» (программный движок + макет + дизайн) и разместить на всем этом контент. Но к специфике товара при таком подходе вообще не присматриваются – не адаптируют его к интернету. Таким образом, сайт, созданный на некоей «универсальной заготовке», не имеет своего лица и может использоваться как одной компанией, так и любой другой. Потому что это шаблон, подходящий под любой контент. В итоге:
- такой сайт – без «идеи», подходящий абсолютно для всех, – нельзя полноценно встроить в бизнес, потому что он не будет учитывать особенности и преимущества товара и рынка;
- деньги на такой сайт уйдут в пустоту; разработчик легко может завысить сумму на его создание как в начале работы, так и внезапно увеличить ее в ходе работ.
Как нужно создавать сайт?
На начальном («нулевом») этапе создания сайта нужно понять, что у клиента за товар и кто его аудитория и конкуренты. Поняв это, на сайте нужно акцентировать внимание на преимуществах товара, преподнеся их «через экран компьютера» (или смартфона) таким образом, чтобы заинтересовать клиента.
Тип сайта может быть любым – главное, чтобы он помогал продавать. Проще говоря, если для продаж будет лучше одностраничный лендинг, то сделать нужно именно одностраничный лендинг, а не интернет-магазин, не беря ничего другого во внимание. И только после этого можно приступать к разработке сайта (составление ТЗ, дизайн, верстка, программирование и т.д.). Таким образом, можно сделать следующий вывод. Продумывание концепции сайта на «нулевом этапе» разработки позволяет получить:
- сайт, полностью соответствующий всем особенностям рынка и бизнеса заказчика;
- сайт с точным бюджетом на разработку – ни больше, ни меньше, ведь все вопросы, включая затраты на сайт, решены «на берегу»;
- дополнительный «бонус» в виде маркетинговой стратегии ведения бизнеса в интернете – попутно с разработкой сайта заказчик получает более детальную информацию о его целевой аудитории и конкурентах, а также о том, как правильно «упаковать» свой товар (по сути, digital-агентство выступает тут в качестве бизнес-консультанта).
Итак, как видите, все более чем просто. Никаких тайных знаний нет, все, что вам нужно знать, лежит на поверхности. Не забывайте о четко сформулированных целях и задачах, для достижения и решения которых вы создаете сайт. Поставить эти цели и определить задачи легко, если знать свою целевую аудиторию, понимать, что ей интересно в вашем товаре/услуге, и определиться, чем вы лучше своих конкурентов на рынке. И тогда сотрудничество заказчика с digital-агентством будет действительно продуктивным!
Больше полезной информации можно найти на сайте https://www.diol-it.ru.